роль родителя в развитии речи ребёнка

Вы знали, что дети повторяют все за родителями, и речевые дефекты в том числе? А что сюсюкать вредно? Об этом всем мы поговорим в этой статье, а также о том, что в отсутствии результата с логопедом могут быть виноваты родители. И в том, что ребенок не заговорил вовремя тоже.

Как родители влияют на речь ребёнка?

1. Родитель — пример, и как следствие ребенок — подражатель. Родители учат ребенка всему, и говорить в том числе. Но они редко задумываются, что сами могут натворить ошибок и не заметить. Самый, наверно, яркий и шоковый пример из нашей практики: мальчику очень долго не могли автоматизировать в речи звук Л несколько логопедов, и в итоге специалисты Novator выяснили, что в этом виноваты родители! Оказывается, у мамы ребенка звук Л был корректный, а у папы периодически выпадал. А сказки-то они читали на ночь по очереди! В итоге, у ребенка звук то был, то исчезал. Удивительно, да? Поэтому нельзя забывать, что родители для ребенка — основная языковая среда, и он на лету схватывает все, что слышит.

2. Родитель — основной помощник ребенка в развитии речи, а не только логопед. Идеален тандем "родитель+логопед". Родитель должен быть в курсе логопедической программы и знать, что как и зачем происходит, чтобы потом он мог это выполнить с ребенком дома. Это напрямую влияет и на результат, конечно, в лучшую сторону. Не так давно мы получили от нашей клиентки Ирины (мама ученицы Алисы) аж 7 положительных отзывов! А все почему? Потому что Ирина сама очень активно участвовала в процессе, поддерживала Алису и выполняла все упражнения вместе с ней.

Кстати, вы знали, что выполнение ДЗ от логопеда ускоряет результат в 2,5 раза?
Разберем влияние родителей по двум основным факторам:

Всё про ДЗ от логопеда

Какое бывает ДЗ от логопеда:
  • артикуляционные упражнения для тренировки мышц, они даются особенно активно на этапе постановки звука, но вообще актуальны всегда
  • задания для автоматизации звука, например, чистоговорки и скороговорки
  • образовательные игры на развитие какого-либо навыка (словарный запас, внимание, память, работа полушарий

Сколько это занимает времени?
Обычно выполнение ДЗ занимает не более 20 минут в день, более точные рекомендации дает логопед.

В Novator ДЗ отправляют администраторы после общения с педагогом. Алиса, о которой мы выше рассказывали, например, получала видеоинструкции в качестве ДЗ от нашего онлайн-логопеда Елены, затем присылала результат.
Четкое следование рекомендациям логопеда и выполнение домашнего задания напрямую влияет на срок логопедической работы, а также на сам результат. Если родители выполняют с ребенком домашние задания и контролируют речь ребенка на этапе автоматизации звука, то на выходе мы получим качественный результат на всю жизнь. И напротив, при несоблюдении рекомендаций и невыполнении домашних заданий результат будет временный, и очень скоро ребенок вернется к старому произношению, потому что звук не был доведен до автоматизма.
Итак, ДЗ крайне важно, иногда вы даже не представляете насколько! В конце статьи расскажем, как невыполнение ДЗ может привести к полному отсутствию результата от занятий.
Теперь вернемся еще раз к ошибкам в речи, которые повторяет ребенок. Их много, и идут они с самого раннего детства.
Какие ошибки дети перенимают легче всего?
Сюсюканье
Можно упрощать слова, но не нужно коверкать звуки. Родители довольно часто в порыве чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Ребенок быстро понимает, что родителям нравится такое общение, и не торопится что-то исправлять. Обращаясь к ребенку ласково, используйте правильные слова и постарайтесь их не сокращать.

Искажение звуков
Очень распространены случаи, когда ребенок, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители, думают, что этот дефект обусловлен генетически и не торопятся его исправлять.

Быстрая речь
В этой ситуации опять срабатывает подражание, и дети неосознанно перенимают неряшливость в общении. У ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать услышанное, то и произнести полноценно он это никогда не сможет. При быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, страдает грамматический строй речи.

Новые выдуманные слова
Не спешите ругать малыша за неправильно произнесённое слово — научитесь реагировать правильно! Исправлять ошибки в речи надо тактично и доброжелательно, ведь в противном случае ребёнок может и вовсе отказаться говорить или замкнуться в себе. Следует дождаться, пока ваше чадо закончит высказывание и аккуратно подправить его. В некоторых случаях можно воспользоваться «хитрыми» вопросами, в которых уже содержится исправленное слово.

Обобщение предметов
Взрослым в своей речи желательно не обобщать, а четко и точно называть все предметы, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Например, не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «рейтузы», «колготки», «шорты», «джинсы». Вместо того, чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, ушанка, кепка, шлем, панама, шляпка, бейсболка и т.д.
Нормы звуков в речи

Как вести себя с ребёнком, чтобы он заговорил вовремя?

«Ребенок не говорит» — боль многих родителей, поэтому давайте ее не допускать. Разговаривая с малышом с первых дней жизни, вы создаете фундамент для его дальнейшего речевого развития.

Нужно активно общаться с ребенком:
  • Обращаться к нему по имени, комментировать не только его действия, но и свои.
  • Включать малыша в разговор, задавать вопросы.
  • Проговаривать вслух всё, что вы делаете! («Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп»).

Но это не значит, что нужно говорить постоянно и много! Иначе можно стать фоновым шумом для малыша. Найдите золотую середину! Вы добьетесь успеха, если установите равновесие, поймете, когда надо говорить, а когда надо слушать.

Всегда ли виноват логопед?

Родители убежали сразу после постановки звука и не автоматизировали его. Это как раз к вопросу ДЗ, ведь большинство упражнений дается именно на автоматизацию. Здесь дело не в том, что невыполнение ДЗ замедляет процесс, а в том, что без ДЗ по автоматизации, результат просто исчезнет.

Ребенок не хочет заниматься по причинам, на которые влияют родители. Это может быть неудобное место и время для занятий, негативные отклики о занятиях ("ой, я в детстве так боялась логопеда, это неприятно и неинтересно") или излишнее давление.

Бесполезность занятий из-за торопления и непослушания логопеда. Родители часто пропускают мимо ушей слова о том, что этот звук ставить еще рано и нужно подождать. В итоге ребенок мучается, и у него ничего не получается.

Отсутствие моральной поддержки. Ничего — это, конечно, лучше, чем мешать (как в пункте 2), но тоже может нанести урон по результату. Важно знать, чем занимается ребенок, слушать его с интересом, когда он делится, вместе ждать следующего занятия, помогать и поддерживать.
После занятий с логопедом, родители не всегда довольны результатом. Иногда его действительно нет, и не всегд апо вине логопеда. Разберём основные моменты, когда "отсутствие результата" = это вина родителей.

Почему родители сами не могут исправить речь ребёнка?

Как мы выяснили, родитель — активный член в процессе коррекции речи, но он не может его возглавить. К сожалению или к счастью, это та зона ответственности, за которую родителям лучше не браться.

На это есть три яркие причины:
1) У родителей могут быть свои логопедические проблемы, и тогда речь ребенка станет только хуже (вспоминаем начало статьи). Но здесь самое важное то, что родители не всегда даже знают о своих проблемах и соответственно могут не заметить ее и у ребенка.

2) Нет профессиональных компетенций. Логопедия — тонкая наука, которая строится не только на верном восприятии звуков на слух, но и на глубоких знаниях анатомии, детской психологии и методологии выстраивания занятий с дошкольниками.

3) У родителей полно других дел. Это нормально — делегировать педагогические задачи. Современный мир требует одновременно успевать все, но это чревато последствиями. Мы рекомендуем родителям отдохнуть и обратиться к логопеду.

Как подготовить ребёнка к занятиям с логопедом?

Решили обратиться к профессионалам? Тогда стоит подготовиться к занятиям, чтобы они проходили максимально результативно.

  • Обеспечить удобное рабочее место
  • Достать необходимые материалы, для онлайн-занятий это подручные средства: карандаши, ватные палочки, салфетки и т.д.
  • Вымыть руки ребенку и свои тоже
  • Настроить ребенка морально, поддержать
Другие статьи по тематике
    Запишись на бесплатную онлайн-диагностику сейчас и получите 20% скидку на абонемент
    По поводу сотрудничества: marketing@novatorkids.ru
    С нами можно связаться
    2020-2023 Онлайн-школа «NOVATOR»
    ООО «НОВАТОР СКУЛ»
    105264, Москва, ул. 7-я Парковая, д.2
    ИНН-9719013453, ОГРН 1217700113