А мы в 5 лет не говорим Р, это нормально?

«Мой еще не говорит»
«А нам сказали, что уже должен говорить шипящие»
«Да звуки сами встанут к школе! Или нет??»

Мы все сначала с нетерпением ждем первое слово своего малыша. Потом первую фразу, а затем, когда же он уже зарычит и зашипит.

Речь – один из важных показателей нормального психического развития ребенка. Дети постигают правильную речь долго и постепенно, для каждого возраста есть своя норма развития.

Что, как и во сколько должно появиться в речи?
Отвечаем и подробно рассказываем в этой статье
0 – 1 месяцев
Речь ребенка представляет собой спонтанные речевые вокализации, похожие на звуки: а, о, у, э, п, и, к, г, х
1 – 3 месяца
Гуление. Ребенок осознанно произносит много звуков и сочетаний: а-а-а, у-у-у, а-гу, бу, ма. Ребенок понимает темп, ритм, тон речи взрослого, реагирует на громкость речи и интонацию.
6 – 8 месяцев
Лепет. Ребенок начинает произносить отдельные слоги: ба, ма, та, да, да-да-да, та-та-та и т.д. Малыш активно подражает взрослому, идет активное развитие артикуляционного аппарата, физического и фонематического слуха.
8 – 11 месяцев
Появляются первые лепетные слова. Ребенок произносит цепочки повторяющихся слогов
11 – 15 месяцев
Первые слова. Развивается понимание речи. Ребенок начинает ассоциировать слова с предметами действиями
15 – 18 месяцев
Ребенок хорошо понимает обращенную к нему речь, выполняет простую инструкцию, без жеста показывает знакомые слова на картинке, знает части тела. Увеличивается словарный запас.
От 1,6 лет
Ребенок начинает говорить словосочетания и предложения из двух слов. Пытается произнести трехсложные, четырехсложные слова, вставляет отдельные слова в стихотворения, называет картинки
2 – 3 года
В речи ребенка есть все гласные звуки и появляются свистящие звуки (С, С', З, З'). Однако произношение многих звуков далеко от совершенства, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Быстро пополняется пассивный и активный словарь. К 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 – до 1000 слов

К 2 годам появляется фразовая речь, состоящая из двух слов, часто лепетных. К 3 годам предложения детей становятся сложными с союзами «потому что», «или», «чтобы».
В первую очередь у детей формируются звуки: а, о, у, и, э, п, м, т, д, б, н, в, к, г, х. Позднее появляются звуки: ы, с, з, ш, ж, щ, ф, ц, ч, й, л, р.

По возрасту:
К 3-3,6 годам у ребёнка появляются звуки: с, з, при этом нормально, если есть дефекты смягчения и оглушения.

К 4-4,5 годам появляются звуки: ш, ж, щ, ч, ц, дефекты смягчения и оглушения должны уйти.

К 5-5,5 годам появляются звуки: л, л', р, р'.

К 6-7 годам все звуки должны быть в речи.
Это нельзя запускать, так как все ошибки в устной речи переходят на письмо.


А в норме ли звуки?
Ловите подробный чек-лист
Ответы на самые частые вопросы
1. Если показатели чуть сдвинуты, как понять, что это не норма?
Конечно, все зависит от индивидуальной траектории развития ребенка и показатели могут быть сдвинуты на +/- полгода. Но не более! Лучше всего обратиться за консультацией к логопеду – он скажет точнее.
2. Что необходимо, чтобы ребенок освоил звуки правильно?
Прежде всего, ребенок должен чётко и правильно воспринимать звуки речи на слух (развитый фонематический слух) и иметь достаточно подготовленный для их произношения артикуляционный аппарат.
3. Отсутствуют нужные звуки, что делать?
Обратиться к логопеду для постановки и автоматизации необходимых по возрасту звуков. Перед этим желательно исключить другие причины отсутствия звуков, то есть посетить невролога, лора и стоматолога, получить их заключение.
4. Можно ли самим помочь ребенку освоить речь?
Конечно, родители – важное звено в развитии и обучение ребенка, они в любом случае могут ему помочь. Но! В плане развития речи родителям не рекомендуется самостоятельно что-то ставить.
На это есть 2 весомые причины:
1) У родителей часто есть свои речевые проблемы. Они о них не знают, а ребенок все перенимает.
2) Родители некомпетентны в этой сфере.
Обычно даже проблема определена неправильно, что уже говорить тогда о решении. Например, есть риск поставить горловой Р, и тогда есть опасность в нарушении прикуса и другие проблемы… Именно поэтому к логопеду нужно ходить также с доверием, как и к зубному.
Есть отклонения от нормы? Не можете определить сами? Сомневаетесь?
Запишитесь на бесплатную онлайн-диагностику с логопедом Novator!
Заполните форму и мы поможем вашему ребенку уже сегодня
Оставьте ваши контакты и мы свяжемся с вами в ближайшее время
Сколько лет вашему ребенку? (с точностью до месяцев)
Пример: 4,6 лет
Какие задачи вы хотите решить с помощью логопеда?
Выберите один приоритетный вариант или вариант другое
Есть ли у ребенка логопедический диагноз?
Так нам будет проще подобрать вам специалиста. Введите ответ ниже или пропустите вопрос
Отлично! Как вас зовут?
Введите ваше имя
Введите ваш номер телефона для связи с менеджером